«Привет, Белград!», или Почему мы поехали в Сербию

Цыгане в Белграде

Сербия – удивительная страна! Здесь в ходу сразу два алфавита – кириллица и латиница, и при этом никто не путается, на улице по-приятельски здороваются и прощаются одним словом – «Чао!», совсем как итальянцы, а на украинском или русском языках вас поймут скорее, чем на английском.

Отгуляв кипрскую про-визу на всю катушку, встал ребром вопрос: куда ехать дальше? Главным условием наших дальнейших поездок были – безвизовый режим и дешевые авиабилеты. Поэтому наши взоры пали на балканские страны и, как это ни странно, Израиль.

Улететь из Ларнаки в Тель-Авив в июне месяце можно было за смешные деньги (чуть больше 100 евро за двоих), чему мы были несказанно рады. Однако вооружившись отзывами на блогах и форумах, мы выяснили, что жить в Израиле ОЧЕНЬ ДОРОГО, и дешевый авиаперелет отнюдь не компенсирует затраты на продукты, не говоря уже об аренде жилья.

Посему было решено наведаться в столицу Сербии – Белград, благо лететь туда всего полтора часа и без пересадок. Кроме того, Белград – самая дешевая столица Европы, излюбленное место путешествующей молодежи.

Билеты из Ларнаки в Белград компанией Wizz Air обошлись нам в 120 евро + 60 евро за провоз двух чемоданов с разрешенным весом 32 кг для каждого.

Цены на аренду жилья в Белграде более чем демократичные – за 200 евро можно снять очень приличную квартиру. Но это если долгосрочная аренда, а мы планировали засесть в Белграде на 2-3 недели, а потому могли рассчитывать только на посуточную аренду. В итоге остановились на варианте современной двухкомнатной квартиры с наличием Интернета за 15 евро в сутки в центре города. Честно говоря, на сайте цена стояла 20 евро, но мы написали, что хотим снять надолго и попросили скидку – хозяин пошел навстречу.

Как я уже говорил, для граждан Украины при поездке в Сербию виза не нужна, но находиться в стране вы можете не более 30 дней в течение двух месяцев. Еще один нюанс – туристический сбор, о котором мало кто из туристов знает. Согласно местным законам, любой иностранец, приехавший в Сербию, обязан зарегистрироваться в полицейском участке, указав место дислокации (включая имя владельца жилья) и заплатив городской налог. В случае с Белградом – это 1,3 евро на человека в сутки. Обычно такими формальностями занимается сотрудник гостиницы или владелец апартаментов, где вы остановитесь. Но могут и «забить», и тогда это становится головной болью туриста. Поэтому лучше заранее этот момент выяснить у «хозяина». После оплаты туристического налога вам обязаны выдать так называемый «Белый картон» (он так и по-сербски произносится, и выглядит, как называется) – по сути, квитанция об оплате. Можно ли не платить? Можно. Но при выезде из страны есть шанс нарваться на штраф. Таможенники проверяют «Белый картон» выборочно.

Белый картон

Так выглядит «Белый картон»

Регистрация на рейс в аэропорту Ларнаки прошла гладко, а вот при посадке в самолет произошел конфуз. В очереди при сверке документов и билетов мы с женой держались вместе, я без проблем прошел первым, а супругу неожиданно тормознули и потребовали… визу! Мы давай объяснять, что для поездки в Сербию гражданам Украины никакая виза не нужна. Не поверили. Барышня начала куда-то звонить, выяснять, положила трубку и попросила подождать. Спустя считанные минуты ей кто-то отзвонился, и она с извинениями вернула паспорт. Так как в самолете оказались одни сербы, мы решили, что неинформированность сотрудницы аэропорта стала следствием редкого появления украинских пассажиров на данном направлении.

Полтора часа полета – и здравствуй, Белград!

Перед паспортным контролем мы испытали просто оргазмическое наслаждение. Дело в том, что в европейских странах мы обычно становимся в ту очередь, где написано «Для граждан других стран» (читай «третьих»), и, облизываясь, смотрим на другую – «Для граждан ЕС и безвизовых стран». В белградском аэропорту мы впервые стали во вторую очередь.

Забрав чемоданы, первым делом сняли в банкомате местную валюту – динары. Очень красивые деньги, скажу я вам! Примечательно, что на обратной стороне банкнот сербские деятели изображены во весь рост. Курс евро к динару – 1 к 120. Так что, сняв 100 евро, можете почувствовать себя богачом, получив на руки 12 тысяч динар. В ходу есть еще мелкие монеты, но даже в маркете их редко дают на сдачу. Это как копейка у нас.

Динары

Сербские деньги

Прямо на выходе из аэропорта стоит маленький шаттл-бас «А1». Билет до центра города обойдется в 300 динаров. Ехать примерно полчаса. По дороге часто встречались билборды с рекламой «Газпрома» и сербско-русской дружбы. В последней я окончательно убедился во время очередной прогулки по Белграду.

Сербский язык хоть и родственный, но лично я понимаю 20 % от того, что говорят. Кроме того, ударение в словах идет на первый слог. Например, «ПрИятно!» («Всего хорошего!»). Как видите, слово вроде как русское, а смысл другой. А вот, например, в слове «ЗдрАво!» легко угадывается «Здравствуйте!». Плюс у сербов закрепилось в обиходе итальянское «Чао!», и я частенько слышал в качестве извинений французское «Пардон!». Что касается совместимости двух алфавитов, то слова в латинице и кириллице читаются одинаково. Это как если бы слово «табуретка» мы писали «taburetka». Вот что трудно было, так это перестроиться после Кипра, где «нэ» – это «да», а в Сербии «нэ» – это «нет».

Белград нас встретил хмурой и дождливой погодой, серыми, обшарпанными зданиями, угрюмыми жителями, блуждающими цыганами и сирийскими беженцами. Вдобавок мы остановились в квартире прямо напротив железнодорожного вокзала.

Во дворе

Еще на Кипре, накануне поездки в Белград, мы смотрели популярную в Украине передачу «Орел и решка» про Белград, где один из ведущих пришел к выводу, что это единственный город, куда только приехав, сразу хочется уехать. Мол, хоть жить и дешево, но кругом уныло и вообще «совок совком». Мы решили, что ведущие зажрались и нарочно утрируют. Однако в наш первый день впечатления были аналогичные. Осознав, что нам предстояло провести в Белграде несколько недель, мы сразу пали духом.

Однако на следующее утро выглянуло солнышко, улицы озарились ярким светом, из пекарен потянуло сладкой сдобой и ароматным кофе, и город, еще вчера вгонявший в депрессию, предстал в совершенно новом образе.